АксионБКГ - Определение цены сделки в целях налогообложения

Цитата

Работа консультантов АксионБКГ послужила "катализатором" для решения многих накопившихся проблем и проведения организационных преобразований на комбинате, причем не только в МТО, но и в смежных областях. Мы поняли, что дальнейшее совершенствование системы управления невозможно без глубоких системных преобразований.

В.А. Кутищев, коммерческий директор ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"

Свежая публикация

Оптимизация договорных процессов в организации

Руководство крупной компании однажды осознало, что процедуры согласования и заключения договоров в ней весьма сложны... Далее

Подписка на рассылку

Деловые новости для руководителей
Информационно-аналитический бюллетень


Определение цены сделки в целях налогообложения

Согласно ст.422 ГК РФ стороны вправе самостоятельно определять цену товара, работ, услуг при заключении договоров. Необходимо обратить внимание, что ст.40 НК РФ устанавливает право налоговых органов осуществлять контроль цены сделки для целей налогообложения. При этом законодательством установлено, что:

* налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в установленных НК РФ случаях:

o между взаимозависимыми лицами;
o по товарообменным (бартерным) операциям;
o при совершении внешнеторговых сделок;
o при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

* налоговому органу необходимо доказать, что цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг);
* налоговый орган вправе доначислить сумму налога и пени, с учетом того, что результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.

В связи с этим следует обратить внимание на определения Конституционного суда РФ № 441-О и № 442-О от 04.12.2003г.

В определении Конституционного суда РФ № 441-О указано, что согласно п.7 ст.3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. Исходя из этого в п.1 ст.40 НК закреплено, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки (если иное не предусмотрено этой статьей); пока не доказано обратное, таким образом, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

В случаях, предусмотренных п.2 ст.40 (в том числе при проверке правильности применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами), когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

Условные методы расчета налоговой базы, предусмотренные для этих случаев ст.40 НК РФ, применяются, только когда есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает налоговую базу. Такое регулирование направлено на обеспечение безусловного выполнения всеми физическими и юридическими лицами обязанности платить законно установленные налоги, как того требует ст.57 Конституции Российской Федерации, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы.

В определение № 442-О указывается, что споры между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе по вопросу о законности и обоснованности доначисления налога и пени, подлежат разрешению судебной властью как наиболее беспристрастной, нейтральной и предназначенной по своей природе для решения такого рода вопросов. Именно из принципов самостоятельности судебной власти и справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (ст.10 и 120 Конституции Российской Федерации) вытекает положение п.12 ст.40 НК РФ о том, что при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4 - 11 той же статьи. В частности, если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст.431 ГК РФ).

Также в рассматриваемом определении указывается, что основанием признания лиц взаимозависимыми может служить факт заинтересованности в совершении хозяйственным обществом сделки - лицами, заинтересованными в совершении обществом сделки, ФЗ РФ от 08.08.1998г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» признает членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа общества, членов коллегиального исполнительного органа общества, участников общества, имеющих совместно с его аффилированными лицами двадцать и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества, если они, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица являются стороной сделки (аналогичная норма содержится в п.1 ст.81 ФЗ РФ от 26.12.1995г. «Об акционерных обществах»).