Публикации / «Мы все реально витали в облаках» |
Сухарики вместо попкорна, пиво и кола из ларька вместо пива и колы из бара, скачанные из интернета копии вместо похода в кинотеатр - вот "кризисный" набор киномана. Многие кинотеатры чувствуют себя неважно. Некоторые настолько, что закрываются. Кассовые сборы больше не растут. В 2008 году сборы по России и странам СНГ, исключая Украину, составили $830 млн по сравнению с $565 млн в 2007-м (данные журнала "Кинобизнес сегодня"). На этот год ожидания менее оптимистичные - достаточно сравнить данные по сборам в уик-энды, самые горячие дни для кинотеатров, за прошедшие месяцы 2009 года и аналогичный период 2008-го (см. график). Компания "Каро" с 2005 года лидер российского рынка кинопоказа с долей 8,9% по количеству экранов (165 залов в 34 кинотеатрах по всей стране). В последние годы ее финансовые показатели стабильно увеличивались - так, если оборот за весь 2007 год, по данным "СПАРК-Интерфакс", составил 325,5 млн руб., то только за первые три квартала 2008-го - 316 млн руб. Чистая прибыль за те же периоды - 34,7 млн и 25,7 млн руб. соответственно. В прошлом году компания росла не только за счет открытия новых кинотеатров, но и путем M&A, купив московский миниплекс "Матрица". Однако кризис, по выражению Леонида Огородникова,- это тормоз. Так что и "Каро" пришлось притормозить. На чем сегодня теряет доходы компания, зачем снимает фильмы и во что инвестирует? Олег Тиньков допросил совладельца "Каро" Леонида Огородникова с пристрастием. "Экономической целесообразности в этом никакой" ОЛЕГ ТИНЬКОВ: Привет, Леонид. ЛЕОНИД ОГОРОДНИКОВ: Привет, Олег. Давно не виделись. ОТ: Тиньков обычно такой один, а тут нас двое - никто, кроме нас, не катается на спортивном велосипеде по три часа в день и больше. У остальных здоровья не хватает. Так что мне особенно приятно брать интервью у друга-велосипедиста. Но на самом деле мы редко видимся, только во время велосипедных заездов по Тоскане. Поэтому мне захотелось встретиться с тобой и узнать, что происходит в твоем бизнесе. Леонид, в последний раз, когда мы виделись осенью, кризис только начинался, ты говорил, что люди из-за него пошли в кинотеатры и выручка у вас росла. Что сейчас? ЛО: Знаешь, всем понравилось сравнивать нынешний кризис с кризисом начала прошлого века в Америке, говорить, что Голливуд стал Голливудом во времена Великой депрессии и т. д. Но тогда не было ни возможностей сегодняшнего телевидения, ни интернета, ни пиратского видео. Кинотеатр был единственным местом, куда человек мог пойти, чтобы отвлечься от реальности. Мнение о том, что сейчас многие не могут позволить себе дорогостоящие развлечения, походы в рестораны, турпоездки и поэтому идут в кино, хотя и соответствует истине, но не на 100%. Кино осталось для многих доступным отдыхом, но такого, чтобы прямо все туда массово устремились, нет. До кризиса общее число посетителей наших кинотеатров было около 1,5 млн человек в месяц. Если в первом квартале 2009 года посещаемость увеличилась почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то сейчас в регионах она снижается. В Москве и Питере все по-прежнему. Еще наши доходы, конечно, уменьшает курс доллара. ОТ: Вы западные фильмы за доллары покупаете? ЛО: Нет, расчеты в рублях. Но есть, например, некоторые импортные товары, которые у нас в барах продаются. Их стоимость привязана к доллару. Как и аренда - договоры с арендодателями заключаются в долларах. Сейчас мы пытаемся изменить эту ситуацию: переходим на рубли либо фиксируем курс. Многие владельцы торговых центров идут навстречу, потому что понимают, что кинотеатр - это "якорь", туда идет народ. Это лучше, чем пустующее помещение. ОТ: А кто вообще в вашем бизнесе валютные риски несет? ЛО: У всех больших студий (кроме Warner Bros. и Paramount Pictures) в России открыты офисы. Они привозят свой продукт, переводят, рекламируют, прокатывают, получают деньги и отправляют их в Америку. ОТ: Они подняли цены в рублях? ЛО: Нет. ОТ: Значит, они теряют деньги? ЛО: Нет, все очень просто. Мы не платим за фильм. Нам привозят копию, мы заключаем договор с прокатчиком и делим с ним выручку, например 50 на 50 первую неделю, 40 на 60 вторую неделю и т. д. Как удастся договориться. ОТ: Значит, валютные риски несет дистрибутор? ЛО: Да, именно дистрибутор. ОТ: Говорят, прокатчики теперь будут делать меньше копий фильмов. На вас как на крупнейшей сети это, видимо, не скажется: ЛО: Не скажется. Раньше мы наблюдали гонку, когда каждый пытался доказать, что он лучший. Один вышел с 500 копиями, второй - с 600 и т. д. Известны случаи, когда отдавали копию в какой-нибудь полусельский кинотеатр, лишь бы поставить галочку - вот, я вышел с тысячной копией. А в итоге часто не окупалась даже цена самой копии, напечатать которую стоит около $1 тыс. Экономической целесообразности в этом нет никакой. "Просто какие-то миллионы сыплются" Построив самую крупную сеть кино театров, "Каро" решила заняться также производством. В принципе это единственное, чего не хватало концерну для создания полной "кинематографической" цепочки (у "Каро" уже есть продюсерская и прокатная компании, рекламное агентство). К тому же докризисный размер кассовых сборов отечественных фильмов не мог не привлекать. Пару лет назад на рынке появилась информация о том, что "Каро" ведет переговоры с "Системой масс-медиа" об объединении киноактивов под одним брэндом. Это объединение как раз обеспечило бы "Каро" производственными площадками. "Система масс-медиа" должна была внести в совместное предприятие продюсерскую компанию Thema Production и студийный комплекс в Петербурге, а "Каро" - прокатные структуры и кинотеатры. Объединение не состоялось, но от планов снимать фильмы "Каро" не отказалась. ОТ: Вы собирались вкладываться в собственное производство. Что происходит на этом фронте? ЛО: В прошлом году в прокат вышел наш первый фильм "Господа офицеры. Спасти императора", в котором мы сделали попытку несколько иначе взглянуть на историю Николая II и царской семьи. Наша компания "Каро продакшн" продюсировала эту картину. Получился качественный истерн. Хорошо отнеслись к фильму зрители в возрасте старше 30, но мы несколько просчитались с наиболее активной киноаудиторией - представителями возрастной группы от 18 до 30 лет. Тем не менее фильм все равно прошел нормально, денег мы на нем не потеряли, даже немного заработали. Сейчас снимаем молодежный фантастический экшн, который называется "Геймеры", его первая часть выйдет в прокат в ноябре, вторая - в следующем году. Еще снимаем "Песнь южных морей", такой фестивальный фильм. О дальнейших планах говорить рано, принимая во внимание сложившуюся экономическую ситуацию. ОТ: Но это все продюсерские проекты, а своей студией так и не обзавелись? ЛО: Студия - это отдельный real estate бизнес. Если я не снимаю 100 фильмов в год, мне не нужна своя студия - легче ее арендовать. ОТ: Российское кинопроизводство растет, есть вообще суперуспешные проекты. Как "Любовь-морковь - 2", например. Я, как посмотрел, сколько было инвестировано и какие были сборы, чуть Гошей Куценко не захотел стать. Просто какие-то миллионы сыплются. Кстати, а вообще цифры, которые мы в прессе видим, они более или менее правильные? ЛО: Более или менее. ОТ: Насколько я помню, на "Любовь-морковь" $2 млн потратили: ЛО: Нет, $4 млн. Еще на продвижение столько же. То есть не так мало вообще-то. ОТ: Ага, получается, все-таки меньше они заработали по отношению к инвестициям. Ну все равно это ведь самый успешный проект? ЛО: Нет, "Любовь-морковь - 2" собрала около $18 млн. А самый успешный российский проект - вторая часть "Иронии судьбы", почти $50 млн сборы. Этот фильм стал лидером по сборам в России и странах СНГ, обогнав в прошлом году все картины, включая западные. ОТ: А вложили в него сколько? ЛО: Что-то около $5 млн. ОТ: На чем больше "Каро" зарабатывает - на наших фильмах или западных? ЛО: Примерно 30% на российских и 70% на западных. Когда мы начинали в 1997-м, наших фильмов было всего 2%. ОТ: То есть тренд налицо. ЛО: Одно время в Минкультуры даже поднимался вопрос о квотировании российских фильмов в репертуаре кинотеатров, но, поскольку их выпускается недостаточно для заполнения проката, решение отложили. Да и все равно - зритель голосует ногами, вне зависимости от квот. "Деньги будут инвестироваться спокойно, не торопясь" Ногами зритель голосует не всегда "за". Поэтому за первые три месяца этого года, по подсчетам компании "Невафильм Research", было закрыто 26 кинозалов в шести кинотеатрах. В прошлом году закрылось всего десять экранов. "Каро" тоже не избежала потерь. ОТ: Вы закрыли свой мультиплекс в Орехово-Зуеве. Почему? ЛО: От кризиса в первую очередь пострадали небольшие города, потому что есть градообразующие предприятия, и если они закрываются, то весь город остается без денег. ОТ: А что, в Орехово-Зуеве было какое-то градообразующее предприятие? ЛО: Там всегда было посещение на грани плановых показателей. А мы платили за аренду в долларах, и когда доллар пошел вверх, то мы попытались договориться о снижении ставки, но владельцы помещения не согласились. В нынешних условиях арендодатели должны быть более гибкими. ОТ: У нас такая же ситуация с ресторанами. В Ростове мы закрыли ресторан. Сказали хозяину помещения: раз ты не меняешь цену, мы уходим. Он менять не захотел - мы и ушли. А зачем нам держать ресторан, у которого минус каждый день? ЛО: Нет, ну если видны какие-то перспективы, если понятно, что все наладится, идет прирост: В Орехово-Зуеве шел прирост вообще-то, поэтому мы были спокойны. Но кризис - это такой тормоз. ОТ: А если сделать билет дешевле? ЛО: Это ничего не даст. Мы сейчас будем искать другие способы заинтересовать зрителей, например переоборудуем некоторые залы в 3D, чтобы можно было смотреть фильмы через специальные очки. То есть инвестиции продолжаются, но они пойдут не на строительство безумного количества залов - мы прекращаем эту гонку вооружений. Деньги будут инвестироваться в качество, спокойно, не торопясь. Чтобы попкорн был вкуснее, чтобы в пепси-коле было больше газа: ОТ: Кстати, есть миф, что кинотеатры основную прибыль делают на попкорне, а не на фильмах. Я жил в Калифорнии и там про это слышал. Разрушь миф или подтверди. ЛО: Для Америки это правда. У нас немного другое соотношение. Например, по нашей сети food & beverages, не только попкорн, приносит 35-40% суммы проданных билетов. То есть продал билет на 100 руб., на 40 руб.- еды и напитков. ОТ: Говорят, в этом году соотношение изменилось. ЛО: Люди начинают экономить на буфетах, особенно это заметно в регионах. Они покупают билеты, выходят из кинотеатра и покупают в ларьке сухарики, пиво, кока-колу, еще что-то, а потом возвращаются со всем этим смотреть фильм. ОТ: Еще у "Каро" была программа построить до 2009 года 50 кинотеатров в селах. В связи с кризисом она, наверное, отменена? ЛО: Мы разработали программу в рамках частно-государственного партнерства. Идея была неплохая, мы продумали концепцию дешевых модульных кинотеатров. Причем мы предлагали проект не просто кинотеатра, а настоящего сельского клуба, в котором можно было бы, например, проводить концерты, транслировать футбольные матчи - да все, ч то угодно. Программа масштабная, она требовала господдержки и сейчас находится на рассмотрении. ОТ: Кстати, о государстве. Я видел в прессе информацию, что правительство Москвы собирается продать принадлежащие ему 40% акций "Октября" - одного из ваших ключевых премьерных кинотеатров. Вы будете претендовать на покупку? ЛО: Они до конца с ценой не определились. Все зависит от цены, как и в любой сделке. Берешь сумму аренды, сумму покупки - и сравниваешь. ОТ: А остальные 60% акций, по-моему, "Газпром-медиа" принадлежат? ЛО: Да. ОТ: С другой стороны, а зачем вам владеть? ЛО: Тем более всего 40%. ОТ: Вам лучше арендовать, думаю. "Газпром" пускай покупает. Кстати, а кроме "Пушкинского" (в 2006?м "Каро" купила кинотеатр "Пушкинский", в котором проходит большинство российских премьер, за $30 млн.- СФ) есть у вас что-то в собственности или все - аренда? ЛО: В Нижнем Новгороде и Питере есть по кинотеатру. ОТ: Как решаете, что арендовать, а что покупать? ЛО: Да как?то так исторически складывается. В Москве, например, вообще невозможно было купить кинотеатры - как объект культуры они не продавались. "Пушкинский" с большим трудом купили. Все остальные у нас находятся в долгосрочной аренде. "Гнали-гнали, строили-строили" 349 новых залов в 87 кинотеатрах - таков рекорд прироста рынка кинопоказа, поставленный в прошлом году. Для сравнения: в 2007?м открылось 265 залов в 75 кинотеатрах, по данным "Невафильм Research". Прорыв обеспечили в основном крупные федеральные киносети - на их долю пришлось 44% новых экранов. Но теперь не до рекордов. ОТ: Строите ли вы новые кинотеатры сейчас? ЛО: К новым проектам мы подходим очень аккуратно. Все стройки завершены, рассматриваем несколько вариантов, но очень осторожно. Непонятно, как инвестировать, деньги очень дорогие. Немножко пока осмотримся вокруг. Раньше гнали?гнали, строили?строили, потому что лидеры рынка, потому что хотелось этот статус поддерживать. Мы все реально витали в об лаках. ОТ: Вы же еще год назад на IPO собирались выходить? ЛО: Пока приостановили, потому что это просто нереально в нынешней ситуации. ОТ: А что с конкурентами вашими происходит? ЛО: Я думаю, что в сложившейся сейчас экономической ситуации, как на любом рынке, где действует множество игроков, начнутся процессы слияния и поглощения независимых кинотеатров крупными киносетями. ОТ: Ты не рассматривал вариантов роста через покупку кого-то? Или, скажем, не покупку, а отбирания за долги? ЛО: Мы все рассматриваем. ОТ: Если задешево: ЛО: В том?то и дело, что пока не дешево. ОТ: Но в любом случае, я так понял, амбиции еще на месте. ЛО: Ну да, куда им деться. |